Главная Блог
Этапы развития навыков игры на гитаре
Этапы развития навыков игры на гитаре

На каком бы музыкальном инструменте вы не начали заниматься, грамотный преподаватель всегда будет следовать определённому плану развития ваших навыков. Если коротко, любой подобный план предполагает постепенное движение от простого к сложному. В результате, через какое-то время человек владеет музыкальным инструментом на неплохом уровне. Под неплохим уровнем подразумевается способность исполнить музыкальное произведение, соответствующее техническим и художественным аспектам текущего года обучения. Процесс длительный, чтобы у ученика сформировалось определенное количество рефлекторных действий, навыков и операций, работающих в совокупности, нужен не один год.

Занятия у меня направлены на получение качественных навыков исполнения на инструменте. Я не предлагаю научиться играть на гитаре за 10 занятий. Определённые знания и умения, разумеется, можно получить и за 10 занятий, но играть осознанно за это время вряд ли можно научиться. В любом музыкальном учебном заведении, ориентированном на профессиональное обучение - от музыкальной школы до консерватории, программа рассчитана на несколько лет. Клубы бардовской песни и т.п. кружки по интересам в расчёт брать не стоит - это самодеятельность.

Основные этапы обучения:

  • Развитие качественного звукоизвлечения на гитаре. Основные свойства ноты, сыгранной на гитаре - высота, громкость, продолжительность, атака, затухание, вибрато. Каждое их перечисленных свойств имеет свой физический эквивалент и, в принципе, может быть измерено. Поскольку звук - это средство выразительности, работа над этим параметром идёт с самых первых занятий. Сюда входит правильная посадка, помогающая избежать ненужного мышечного напряжения, постановка правой и левой рук, синхронизация действий рук. На классической гитаре осваивается и отрабатывается два основных способа звукоизвлечения - апояндо и тирандо. На электрогитаре - различные приёмы игры медиатором.
  • Основы музыкальной теории. Для чего это нужно - полагаю, всем понятно. Но на всякий случай: если человек считает себя музыкантом или композитором, он должен знать основы теории музыки и основы музыкальной грамоты. Конечно можно исполнять и писать музыку не зная теории, но этим вы ограничиваете свои возможности. Поэтому необходимый набор знаний для комфортной и уверенной работы с нотными текстами - часть программы. Для углублённого изучения теории музыки рекомендую обратиться к преподавателю соответствующего профиля.
  • Освоение основных технических приёмов Под техническими приёмами игры подразумевается как способы звукоизвлечения и контроля чистоты исполнения, так и средства выразительности. К первым относятся: переменный штрих и пальцевое звукоизвлечение, синхронизация действий обеих рук, свип арпеджио, глушение посторонних призвуков, палм-мьют и пиццикато, даун-строк, фанковый чёс, точность бендов, легато и т.д. Средствам выразительности: глиссандо, флажолеты, вибрато, интонирование и т.д.
  • Развитие чувства ритма и метра. Привыкание к игре под метроном. Поначалу метроном будет отвлекать от ритмического рисунка мелодии, но со временем при такой игре ритмика заметно улучшится. Начинаем с медленных темпов, увеличивая скорость постепенно, по мере освоения и уверенного исполнения под заданный темп. Тренировка разных ритмических рисунков, не зацикливаясь на единственном ритме. Запись и прослушивание игры, с анализом ошибок и недочётов. Чёткость исполнения ритмических рисунков.
  • Развитие техники обучающегося. Это продолжение третьего этапа - основные технические приёмы - но уже в комплексе. Т.е. мы отрабатываем не отдельно взятый технический приём, а их сочетание в контексте разучиваемого произведения. Как правило, даже если учащийся хорошо освоил отдельно взятые технические элементы, их комбинации часто вызывают затруднения и требуют времени на отработку. Сюда же относится игра в темпе, владение различными фактурами.
  • Развитие музыкальной памяти. Хорошая музыкальная память – это быстрое запоминание музыкального произведения, его прочное сохранение и максимально точное воспроизведение даже спустя длительный срок после выучивания. Запоминание - это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. Известны два способа заучивания: концентрированное и распределенное. При первом способе материал заучивается в один прием, проигрывание следует одно за другим без перерыва. При распределенном повторении материал делится на блоки, каждый из которых разучивается отдельно от другого. Практика показывает, что распределенное повторение рациональнее концентрированного. Оно экономит время и энергию, способствуя более прочному усвоению знаний.
  • Работа над общей музыкальностью. Под музыкальностью понимается качественное сочетание тех способностей, которые влияют на осуществление музыкальной деятельности. Ощущение фразировки, эмоциональность исполнения, использование динамики и других выразительных исполнительских средств. Если есть запись исполнения оригинального произведение - делаем слуховой анализ, как сыграно, какие средства выразительности использовались исполнителем. Для конраста можно прослушать MIDI или GTP файл пьесы (при наличии оного), они звучат абсолютно "мёртво".
  • Развитие чувства ансамблевой игры. Ансамблевая игра обладает широкими возможностями в развитии тембро-динамического слуха благодаря обогащению фактуры, поскольку в ансамблевом репертуаре возможны самые различные сочетания инструментов. Это способствует интенсивному развитию специфических способностей учащегося-музыканта: музыкального слуха, чувства ритма, памяти, двигательно-моторных («технических») навыков. Ансамблевое исполнение имеет свою специфику запоминания произведения наизусть. Если в сольном музицировании при выучивании очень часто преобладает зазубривание, идущее от привычки упражняться механически, мало вникая в смысл заучиваемого, то игра в ансамбле этого не допускает. Память участника ансамбля формируется более интенсивно. Исполнение наизусть будет способствовать не механическому запоминанию, а откроет пути для развития аналитической, логической, рациональной памяти с опорой на фактический анализ.


NikZi О занятиях 34 0
Всего комментариев: 0
avatar