Главная » 2019 » Июль » 26 » Основы музыкальной теории
17:06
Основы музыкальной теории
"Что такое теория музыки? Огромное количество нюансов, которые встречаются в музыкальных произведениях, приводят нас к глубокому осознанию того... Что безнадёжно трудно описать это кому-нибудь ещё! Как и другие формы искусства, музыка способна вызывать эмоциональные реакции в слушателе, которые выходят за рамки обычных способов коммуникации. Не смотря на то, что одно и то же произведение может вызывать разные реакции у разных слушателей. каждый любитель музыки скажет вам, что эти чувства настоящие! И если они настоящие, то значит достойны изучения. Одна из самых ценных функций теории музыки: обозначение и определение музыкальных процессов и структур. Это делает процесс обмена информацией более простым! Продуманная терминология не только помогает разговаривать о музыке с другими людьми, но и... помогает нам учиться!" Toby W. Rush, книга "Теория Музыки Для Музыкантов И Нормальных Людей". (Книга распространяется по лицензии Creative Commons, т.е. вы можете копировать её, распечатывать, делиться ею с друзьями и т.д., однако, не разрешается изменять её, приписывать себе авторство или продавать книгу.) Скачать можно тут.


Прежде, чем перейти к основам музыкальной теории, стоит уделить внимание некоторым обозначениям. Они не относятся непосредственно к самой теории, но активно используются в записи гитарных нотных текстов (нажмите спойлер):


Обозначение пальцев левой руки:
  • • 1 - указательный
  • • 2 - средний
  • • 3 - безымянный
  • • 4 - мизинец
  • • Р или Т - большой (иногда встречается в эстрадно-джазовой гитарной нотной литературе, в нотах для классической гитары практически не используется)
Обозначается арабскими цифрами. Применение в нотном тексте - цифра ставится рядом с нотой. Это значит, что нота зажимается на грифе указанным пальцем. Открытая (не прижатая) струна обозначается цифрой 0 (ноль).

Обозначение пальцев правой руки:
  • • p - большой
  • • i - указательный
  • • m - средний
  • • a - безымянный
Обозначается буквами латинского алфавита. Применение в нотном тексте - буква ставится рядом с нотой. Это значит, что нота извлекается указанным пальцем.

Обозначение и названия струн:
  • • ① - E (ми)
  • • ② - B (си)
  • • ③ - G (соль)
  • • ④ - D (ре)
  • • ⑤ - A (ля)
  • • ⑥ - E (ми)
Обозначается арабскими цифрами, обведёнными в кружок. Каждая струна настраивается под определённую ноту, в соответствии с которой и называется - E(ми), B(си), G(соль), D(ре), A(ля), E(ми). Поставленное обозначение струны возле ноты означает, что ноту нужно сыграть на указанной струне.

Обозначение ладов:
I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII и т.д.
Как мы видим, лады обозначаются римскими цифрами, отсчёт ладов начинается от головы грифа по направлению к корпусу гитары. Поставленное обозначение лада возле ноты может иметь два значения. Первое - ноту нужно сыграть на указанном ладу, или - второе - ноту нужно сыграть в указанной позиции. Позицией называется расположение пальцев левой руки на грифе (классическая гитара, в нотах для электрогитары используется термин - боксы), номер позиции (бокса) соответствует номеру лада, на котором стоит указательный палец.

Обозначение ударов медиатора
Извлечение звука на струне при помощи медиатора обозначается символами: П (может быть перевёрнутым) - движение медиатора вниз и V - движение медиатора вверх. Поставленный возле ноты символ означает, каким ударом медиатора сыграть ноту, вниз или вверх. Так как ноты для электрогитары часто печатаются с добавленной строчкой таблатуры (что это такое - мы рассмотрим позже), движение медиатора может быть указано в таблатуре, а не на нотном стане.

Теперь переходим к основам нотной грамоты. Рассмотрим только то, что необходимо для работы с нотными текстами для классической гитары/электрогитары. А именно - длительности нот/пауз, высоту звука, нотный стан, скрипичный ключ, знаки альтерации/ключевые знаки, музыкальный размер, интервалы, аккорды и способы их построения и т.д.

Длительность музыкального звука.

Длительность в музыке — продолжительность звука или паузы. Длительности могут быть как относительными (выражают ритмические соотношения), так и абсолютными (измеряются в единицах времени). Абсолютная длительность звука определяется мерами времени и связана с показателем BPM (так сокращённо обозначают метроном). Штиль - линия, выходящая из ноты. Когда штиль присутствует, он направлен вверх (из правой части головки ноты) или вниз (из левой части). В большинстве случаев штиль направлен вниз, если головка ноты находится на центральной линии нотоносца или выше её, в противоположных случаях — вверх. Флажок - волнистая линия, закреплённая на штиле. Флажок всегда рисуется справа от штиля. Когда две или более ноты, в обычном виде имеющие флажки (восьмые ноты и короче), встречаются последовательно, флажки могут быть заменены рёбрами. Восьмые ноты связываются одним ребром, шестнадцатые — двумя, и так далее. Ноты обычно связываются рёбрами, только если они появляются в одной и той же доле в такте. Теперь смотрим на картинку с длительностями (кликабельно). Поставьте метроном на 80 ударов в минуту. Попробуйте просчитать - 1 и 2 и 3 и 4 и - вместе с метрономом так, чтоб цифры попадали на удар метронома, а буква и попадала ровно между ударами. Это будет целая нота, верхняя на картинке. Целая нота состоит из двух половинных (счёт 1 и 2 и), четырёх четвертных (счёт 1 и), восьми восьмых (счёт 1 или и) и т.д. Темп метронома может в принципе быть любой, обычно он выставляется в начале нотного текста.
Помимо звуков в музыке так же присутствуют паузы. Длительность и название пауз соответствуют длительностям и названиям звуков. Обозначаются же они по своему. На картинке ниже приведено точное соответствие звуков и пауз:

Длительность ноты (или паузы) может быть увеличена добавлением точки после неё. Эта точка добавляет к длительности ноты длительность следующей «меньшей» ноты, делая её в 1,5 раза длиннее. Две точки добавляют к длительности ноты длительность двух «меньших» нот, делая её в 1,75 раза длиннее. Крайне редко добавляются три точки, делая длительность ноты в 1,875 длиннее.

Высота музыкального звука

Смотрим на картинку-пример в этом абзаце, где ноты на нотном стане выписаны в порядке возрастания высоты звука. Нотным станом (или нотоносцем) называются те пять линеек, на которых располагаются ноты. Линейки считают снизу вверх. Ноты записываются в порядке звучания слева направо. Каждая нота находится либо на какой-нибудь строке нотоносца, либо в междустрочии. Также используются добавочные линейки, расширяющие нотный стан вверх или вниз. Дополнительные линейки рисуются только на такую длину, какая требуется для написания нот, на них находящихся. Вертикальная позиция ноты (её высота на нотном стане) зависит от высоты её звучания. Чтобы определить позиции всех нот на нотоносце, достаточно определить позицию одной; остальные при этом вычисляются автоматически. Для этого в музыке существуют ключи — специальные символы, записывающиеся с левого края нотоносца. Нас интересует только скрипичный ключ, изображённый на картинке - ключ «соль» или «G» (латинское обозначение ноты), который указывает на то, что на второй строке снизу поставлена нота «соль» первой октавы..

Знаки альтерации

Это знаки музыкальной нотации (подразумевается, как правило, 5-линейная тактовая нотация), указывающие на повышение или понижение какого-либо звука без изменения его названия. Основные знаки альтерации — диез, бемоль и бекар. На нотоносце они ставятся на той же линейке, где расположена нота, которую нужно повысить/понизить. Диез повышает звук на полтона, бемоль понижает звук на полтона, а бекар отменяет действие диеза и бемоля. Дубльдиез и дубльбемоль повышают и понижают звук на тон. Знаки альтерации делятся на случайные и ключевые.

Случайные или встречные знаки ставятся перед нотой, к которой они относятся и действительны только до конца такта, в котором находятся, если не отменяются до того другими знаками альтерации.

Ключевые знаки альтерации ставятся в начале нотной строчки, сразу за ключом: диезы, бемоли, при перемене знаков также бекары — действительны во всех октавах до окончания пьесы или до перемены знаков.

Ключевые знаки пишутся каждый на своей строчке, порядок их расположения строго регламентирован правилами (смотрим картинку в этом абзаце), а количество зависит от тональности, в которой написано произведение. При переходе (модуляции) в другую тональность на достаточно длительное время используется перемена ключевых знаков: на месте прежних знаков (если таковые имелись) ставятся бекары, а затем указываются знаки новой тональности (если они не встречались в прежней тональности). Порядок появления диезов: фа, до, соль. ре, ля, ми, си. Бемоли появляются в обратном порядке: си, ми, ля, ре, соль, до, фа. В качестве бонуса могу рекомендовать самостоятельно ознакомиться в интернете с понятием "кварто квинтовый круг" - графической схемой изображения мажорных и минорных тональностей, которые группируются по степени родства и количества общих нот.

Понятие размера

Разме́р (подразумевается тактовый размер) в музыке — знак нотации, ха­рак­те­ри­зую­щий чис­ло рит­мических еди­ниц в так­те. Нотируется обыч­но в ви­де дро­би без чер­ты, в знаменателе которой указы­ва­ет­ся дли­тель­ность так­то­вой до­ли (или её под­раз­де­ле­ния), а в числителе — количество таких долей в такте. Для исполнителя тактовый размер служит визуальным идентификатором метра в данном музыкальном произведении. Музыкальным размером называют количество долей определенной длительности, образующих такт. В нотной записи такты отделены друг от друга вертикальной чертой поперёк нотного стана, которая называется тактовой чертой. Смотрим картинку ниже. Указан размер 4/4. Это значит, что в такте четыре доли, каждая из которых соответствует четвертной ноте. Нот не обязательно должно быть 4, и не обязательно они должны быть четвертными. Это может быть одна целая, две половинных, 16 шестнадцатых или любая другая комбинация равная в итоге 4/4.

Примеры размеров:
  • • Размер 2/2 состоит из двух долей, каждая из которых по длительности равна половинной ноте;
  • • Размер 3/4 состоит из трёх долей, каждая из которых по длительности равна четвертной ноте;
  • • Размер 4/4 состоит из четырёх долей, каждая из которых по длительности равна четвертной ноте;
  • • Размер 6/8 состоит из шести долей, каждая из которых по длительности равна восьмой ноте;
  • • Размер эквивалентен 4/4;
  • • Размер эквивалентен 2/2 (Alla Breve)
  • • Размер 4/1 состоит из 4 долей, каждая из которых по длительности равна целой ноте;
Размеры бывают простыми (двухдольными и трёхдольными) и сложными (получаются в результате слияния двух или более простых однородных размеров). Подробнее ознакомиться можно набрав предыдущее предложение в поиске Google.

Звукоряд

В основе музыкальной системы лежит ряд звуков. Их 88, и расположены они в порядке возрастания высоты звука: от самых низких до самых высоких. Расположение звуков по высоте назвали звукорядом. Каждый звук называется нотой звукоряда. Все знают названия 7-ми нот, известную как гамма: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Эти названия повторяются друг за другом столько раз, что в итоге получается звукоряд из 88 звуков. Расстояние между соседними нотами с одинаковыми названиями — это октава. Например: между двумя соседними соль — ровно октава. Как и ноты, октавы тоже имеют собственные названия: субконтроктава, контроктава, большая, малая, первая, вторая, третья, четвёртая и пятая октавы.
Между звуками гаммы есть определённое расстояние - тон или пол-тона. Пол-тона между нотами ми и фа, си и до. Между остальными нотами гаммы целый тон. Применительно к грифу гитары: если между нотами тон, то ноты расположены через лад. Если между нотами пол-тона, то ноты расположены на соседних ладах. Смотрим таблицу:



Зная название - ноту - каждой струны (можно посмотреть в начале статьи под спойлером, где обозначения) и расстояние между звуками, можно легко просчитать, на каком ладу находится любая нота. Пример: первая струна - ми. Следующая нота в гамме - фа, между ми и фа пол-тона, это соседний лад. Соседний лад с открытой струной - это первый. Следовательно, нота фа будет расположена на первом ладу. Следующая нота в гамме - соль. Между фа и соль тон, и ноты будут расположены через один лад. Т.к. нота фа на первом ладу, через один лад будет третий, на котором и расположена нота соль. Попробуйте просчитать все ноты на всех струнах. Вообще, рекомендую распечатать таблицу нот на грифе и подписать карандашом каждую ноту.

Штрихи

Штрих (нем. Strich — черта, линия) — способ (приём и метод) исполнения нот, группы нот, образующих звук. Штрихи определяют характер, тембр, атаку и другие характеристики звучания. Не будем касаться совсем экзотических, типа rasgueado и т.п. Рассмотрим лишь те штрихи, которые встречаются в гитарных нотах 1-2 года обучения.
Штрихи бывают разные. И каждому штриху соответствует определенный знак, который и указывает, как именно надо играть ноту: коротко, длинно, тяжело и т.д. основные и наиболее часто используемые штрихи:
  • • легато (legato)
  • • нонлегато (nonlegato)
  • • стаккато (staccato).
Легато (итал. legato «связанный») – это связное исполнение музыки. Играя legato, следует внимательно прислушиваться к тому, как один звук сменяется другим, к плавному и равномерному распределению звука от тона к тону без перерыва и толчков. Очень важно при игре legato направлять внимание на выработку навыков связывания звуков без лишних движений. В нотах legato обозначается дугообразной линией, связывающей две ил несколько нот. Чаще всего под понятием legato в гитарных нотах подразумевается технический приём, при котором залигованные звуки - кроме первого - извлекаются только при помощи пальцев левой руки - это восходящее и нисходящее легато.

Нонлегато (итал. nonlegato «раздельно») применяется часто в подвижном темпе, при взволнованном характере музыки. В нотах либо не обозначается никак, либо пишется nonlegato. Как правило в начале обучения ученики играют именно nonlegato. При игре этим штрихом ноты извлекаются таким образом, чтобы не было ни плавного, ни отрывистого звучания.

Стаккато (итал. staccato «отрывисто») – короткое, отрывистое исполнение звуков. Является антиподом legato. Мастерство игры данного штриха заключается в сокращении продолжительности звучания и в увеличении пауз между ними без перемены в темпе. Этот штрих придает произведению тонкость, легкость, грациозность. При исполнении staccato используются быстрые и резкие приёмы звукоизвлечения. Нота извлекается и сразу глушится. Этот приём можно сравнить с печатанием на клавиатуре. На нотном стане staccato обозначается точкой расположенной над нотой или под ней (не путайте с точкой, расположенной справа от ноты – эта точка указывает на добавление половины её длительности).

Дополнительно

Помимо собственно нот и тех обозначений, что мы уже рассмотрели, в нотном тексте будут встречаться и другие графические символы, которые тоже нужно уметь читать.
  • fermata — «остановка», «задержка») — знак музыкальной нотации, предписывающий исполнителю увеличить по своему усмотрению длительность ноты, обычно в 1,5-2 раза, но возможно и более (особенно если фермата заключительная) вплоть до «пока не растает звук».
  • crescendo и diminuendo. Показывают в нотах постепенное увеличение (crescendo) и уменьшение (diminuendo) громкости исполняемой музыки.
  • > - акцент. Усиление на указанных долях такта или нотах музыкальной фразы, подчеркивание звука или аккорда путём его усиления, ритмического удлинения, смены гармонии, тембра, направления мелодического движения и т. п.; также знак такового ударения.
  • Глисса́ндо (итал. glissando от фр. glisser — скользить) — музыкальный термин, штрих, означающий плавное скольжение от одного звука к другому; даёт колористический эффект. Виды обозначений:
  • Мели́змы - различные мелодические украшения звука, не меняющие темпа и ритмического рисунка мелодии. Обозначаются в нотном письме специальными знаками или мелкими нотами:

    Трель (итал. trillare — дребезжать) — один из наиболее употребительных мелизмов; быстрое чередование двух соседних нот, отстоящих на секунду, большую или малую.
    Форшлаг — вид мелизма, представляющий собой один или несколько коротких звуков, стоящих перед основным (украшаемым) звуком. Форшлаг бывает короткий и длинный.
    Группе́тто (итал. gruppetto) — мелодическое украшение, состоящее из нескольких звуков: верхнего вспомогательного, основного, нижнего вспомогательного и основного. Исполняется за счёт длительности основной ноты.
    Мордент - мелодическое украшение, означающее чередование основного звука со вспомогательным. Все морденты исполняются за счёт длительности основной ноты.
  • Реприза - указывает на необходимость повтора части произведения, либо всего произведения. Если повтор обозначен репризой, но концовки повтора разные, то ставят скобки с цифрами, которые указывают, что при первом повторе играть этот такт, при втором — этот и т.д. Скобки называются «вольтами». Первая вольта, вторая и т.д. Пример:

  • D.C. al fine - повторить от начала до слова fine (конец).


Закрепляем на практике

Попробуйте разобрать и по возможности сыграть на гитаре приведённый под спойлером нотный текст. Подсказка - скрипичный ключ, длительности, знаки альтерации, смена тональности - ключевых знаков (третья строчка), повторы.

Просмотров: 2301 | Добавил: NikZi | Теги: гитара, электрогитара, ноты, сольфеджио, музыкальная теория | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar