Главная » 2019 » Июль » 26 » Основы музыкальной теории
17:06 Основы музыкальной теории | |
"Что такое теория музыки? Огромное количество нюансов, которые встречаются в музыкальных произведениях, приводят нас к глубокому осознанию того... Что безнадёжно трудно описать это кому-нибудь ещё! Как и другие формы искусства, музыка способна вызывать эмоциональные реакции в слушателе, которые выходят за рамки обычных способов коммуникации. Не смотря на то, что одно и то же произведение может вызывать разные реакции у разных слушателей. каждый любитель музыки скажет вам, что эти чувства настоящие! И если они настоящие, то значит достойны изучения. Одна из самых ценных функций теории музыки: обозначение и определение музыкальных процессов и структур. Это делает процесс обмена информацией более простым! Продуманная терминология не только помогает разговаривать о музыке с другими людьми, но и... помогает нам учиться!" Toby W. Rush, книга "Теория Музыки Для Музыкантов И Нормальных Людей". (Книга распространяется по лицензии Creative Commons, т.е. вы можете копировать её, распечатывать, делиться ею с друзьями и т.д., однако, не разрешается изменять её, приписывать себе авторство или продавать книгу.) Скачать можно тут. Прежде, чем перейти к основам музыкальной теории, стоит уделить внимание некоторым обозначениям. Они не относятся непосредственно к самой теории, но активно используются в записи гитарных нотных текстов (нажмите спойлер):
Обозначение пальцев левой руки:
Обозначение пальцев правой руки:
Обозначение и названия струн:
Обозначение ладов: I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII и т.д. Как мы видим, лады обозначаются римскими цифрами, отсчёт ладов начинается от головы грифа по направлению к корпусу гитары. Поставленное обозначение лада возле ноты может иметь два значения. Первое - ноту нужно сыграть на указанном ладу, или - второе - ноту нужно сыграть в указанной позиции. Позицией называется расположение пальцев левой руки на грифе (классическая гитара, в нотах для электрогитары используется термин - боксы), номер позиции (бокса) соответствует номеру лада, на котором стоит указательный палец. Обозначение ударов медиатора Извлечение звука на струне при помощи медиатора обозначается символами: П (может быть перевёрнутым) - движение медиатора вниз и V - движение медиатора вверх. Поставленный возле ноты символ означает, каким ударом медиатора сыграть ноту, вниз или вверх. Так как ноты для электрогитары часто печатаются с добавленной строчкой таблатуры (что это такое - мы рассмотрим позже), движение медиатора может быть указано в таблатуре, а не на нотном стане. Теперь переходим к основам нотной грамоты. Рассмотрим только то, что необходимо для работы с нотными текстами для классической гитары/электрогитары. А именно - длительности нот/пауз, высоту звука, нотный стан, скрипичный ключ, знаки альтерации/ключевые знаки, музыкальный размер, интервалы, аккорды и способы их построения и т.д. Длительность музыкального звука.
![]() Помимо звуков в музыке так же присутствуют паузы. Длительность и название пауз соответствуют длительностям и названиям звуков. Обозначаются же они по своему. На картинке ниже приведено точное соответствие звуков и пауз: ![]() Длительность ноты (или паузы) может быть увеличена добавлением точки после неё. Эта точка добавляет к длительности ноты длительность следующей «меньшей» ноты, делая её в 1,5 раза длиннее. Две точки добавляют к длительности ноты длительность двух «меньших» нот, делая её в 1,75 раза длиннее. Крайне редко добавляются три точки, делая длительность ноты в 1,875 длиннее. Высота музыкального звука
![]() Знаки альтерации
![]() Случайные или встречные знаки ставятся перед нотой, к которой они относятся и действительны только до конца такта, в котором находятся, если не отменяются до того другими знаками альтерации. Ключевые знаки альтерации ставятся в начале нотной строчки, сразу за ключом: диезы, бемоли, при перемене знаков также бекары — действительны во всех октавах до окончания пьесы или до перемены знаков. ![]() Понятие размера
![]() ![]() Примеры размеров:
Звукоряд
![]() Между звуками гаммы есть определённое расстояние - тон или пол-тона. Пол-тона между нотами ми и фа, си и до. Между остальными нотами гаммы целый тон. Применительно к грифу гитары: если между нотами тон, то ноты расположены через лад. Если между нотами пол-тона, то ноты расположены на соседних ладах. Смотрим таблицу: ![]() Зная название - ноту - каждой струны (можно посмотреть в начале статьи под спойлером, где обозначения) и расстояние между звуками, можно легко просчитать, на каком ладу находится любая нота. Пример: первая струна - ми. Следующая нота в гамме - фа, между ми и фа пол-тона, это соседний лад. Соседний лад с открытой струной - это первый. Следовательно, нота фа будет расположена на первом ладу. Следующая нота в гамме - соль. Между фа и соль тон, и ноты будут расположены через один лад. Т.к. нота фа на первом ладу, через один лад будет третий, на котором и расположена нота соль. Попробуйте просчитать все ноты на всех струнах. Вообще, рекомендую распечатать таблицу нот на грифе и подписать карандашом каждую ноту. Штрихи
Штрих (нем. Strich — черта, линия) — способ (приём и метод) исполнения нот, группы нот, образующих звук. Штрихи определяют характер, тембр, атаку и другие характеристики звучания. Не будем касаться совсем экзотических, типа rasgueado и т.п. Рассмотрим лишь те штрихи, которые встречаются в гитарных нотах 1-2 года обучения. Штрихи бывают разные. И каждому штриху соответствует определенный знак, который и указывает, как именно надо играть ноту: коротко, длинно, тяжело и т.д. основные и наиболее часто используемые штрихи:
![]() Нонлегато (итал. nonlegato «раздельно») применяется часто в подвижном темпе, при взволнованном характере музыки. В нотах либо не обозначается никак, либо пишется nonlegato. Как правило в начале обучения ученики играют именно nonlegato. При игре этим штрихом ноты извлекаются таким образом, чтобы не было ни плавного, ни отрывистого звучания. ![]() Дополнительно
Помимо собственно нот и тех обозначений, что мы уже рассмотрели, в нотном тексте будут встречаться и другие графические символы, которые тоже нужно уметь читать.
Закрепляем на практике
Попробуйте разобрать и по возможности сыграть на гитаре приведённый под спойлером нотный текст. Подсказка - скрипичный ключ, длительности, знаки альтерации, смена тональности - ключевых знаков (третья строчка), повторы. ![]() | |
|
Всего комментариев: 0 | |